Развитие потребительского рынка

Потребительский рынок является неотъемлемым структурным звеном экономики района, имеет важное социальное значение. Потребительский рынок призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, а также качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории муниципального образования.

Торговля и общественное питание являются важной составляющей внутреннего рынка и играют значительную роль как в формировании общего экономического потенциала, так и в обеспечении потребностей населения муниципального образования в товарах и услугах.

В результате анализа особенностей потребительского рынка Октябрьского района можно выделить следующие ключевые сильные и слабые стороны развития территории, а также ряд потенциальных возможностей и угроз:

Сильные стороны

1. Рост оборота розничной торговли и оборота общественного питания

Розничная торговля района за 2013 год характеризуется ростом основных показателе (рис. 13).

Рис. 13. Динамика оборота розничной торговли Октябрьского района, на начало года

Оборот общественного питания по итогам 2013 года составил 246,7 млн. руб. (7,9 тыс. руб. на душу населения), что составляет 122,6% к уровню 2012 года.

Основную поддержку потребительскому спросу оказывали относительно позитивная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, проведенная индексация заработных плат, в том числе рост заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы, в рамках реализации Указов Президента РФ от 07 мая 2012 года, и пенсий, сдержанные инфляционные темпы.

2. Развитие современных форм торговли

Прослеживается изменение структуры торговой отрасли в сторону увеличения количества стационарных предприятий и сокращения количества объектов мелкорозничной торговой сети.

Все чаще наблюдается переход от традиционной формы обслуживания потребителей «через прилавок» к самообслуживанию. В магазины внедряются новые технологии продажи товаров с применением компьютерных касс и штрихового кодирования на товарах.

Развивается продовольственный оптовый рынок, что обеспечивает более широкий ассортимент товаров в розничной торговле. Все оптовые базы расположены на территории городского поселения Приобье (6 оптовых баз). Открытие автодороги по правой стороне Оби позволило осуществлять круглогодичные поставки товара с оптовых баз г. Сургута, что позволило решить проблему досрочного завоза товаров на период бездорожья в населенных пунктах: Карымкары, Большие Леуши, Малый Атлым, Комсомольский.



3. Реализация государственных и муниципальных программ в области поддержки и развития предпринимательства.

В соответствие с подпрограммой VII государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономном округа – Югры на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 419-п на территории Октябрьского района реализуется муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Октябрьском районе период 2014 года по 2020 год», утвержденная Постановлением администрации Октябрьского района от 03.10.2013 № 3586 (далее – Программа).

Цель муниципальной программы - создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение их роли в экономике района. Программой предусмотрено увеличение количества малых (микро) и средних предприятий, количества индивидуальных предпринимателей, оборота малых (микро) и средних предприятий, количества субъектов, участвующих в образовательных мероприятиях (круглых столах, обучающих семинарах), оказание финансовой поддержки на строительство и реконструкцию объектов недвижимого имущества в труднодоступных и отдаленных местностях района для целей реализации товаров (услуг) и др.

Слабые стороны

1. Устаревшая материально-техническая база предприятий торговли

На территории Октябрьского района расположено 348 объектов розничной торговли, общей площадью 57,1 тыс. кв. метров, в том числе: 265 магазинов (павильоны, палатки, киоски), 21 торговый центр, 22 аптеки и аптечных киоска, 14 автозаправочных станций.

Торговая сеть, особенно в сельских поселениях, представлена в деревянном исполнении, 1970-1980 годов постройки.



В большинстве сельских населенных пунктах отсутствуют узкоспециализированные магазины, ассортимент товаров ограничен и достаточно узок. Розничная торговля представлена продовольственными магазинами и магазинами товаров повседневного спроса или смешанного типа.

Доля площади объектов розничной торговли Октябрьского района в разрезе поселений представлена ниже (рис. 14).

Рис. 14. Доля площади объектов розничной торговли в разрезе поселений Октябрьского района, % от площади объектов розничной торговли района

2. Недостаточная развитость предприятий общественного питания

Сеть предприятий общественного питания представлена 75 объектами на 3 712 посадочных мест, из них 23 объекта (31%) - школьные предприятия общественного питания (социальная сеть), 46 объектов (61%) - общедоступная сеть общественного питания, 6 объектов (8%) - столовые при предприятиях и учреждениях (таблица 3).

Общедоступная сеть составляет 61,0%. Большая часть объектов общедоступной сети общественного питания сконцентрирована в крупных населенных пунктах (пгт. Приобье, п. Перегребное, пгт. Октябрьское). На территории района также есть поселения, где общедоступная сеть общественного питания не представлена вообще (п. Каменное, п. Карымкары, п. Шеркалы).

Таблица 3

Сеть предприятий общественного питания Октябрьского района

Наименование Всего предприятий общественного питания в том числе
общедоступная сеть при предприятиях и учреждениях при учебных заведениях
объектов мест объектов мест объектов мест объектов мест
Всего, в т.ч.:
Рестораны
Кафе
Бары
Закусочные
Столовые

3. Недостаточная развитость сферы предоставления платных услуг населению, в том числе бытовых

К наиболее востребованным платным услугам относятся коммунальные услуги и услуги в сфере бытового обслуживания (ремонт и пошив обуви, швейных изделий, химическая чистка и крашение, ремонт бытовой аппаратуры, парикмахерские услуги, банные услуги, ритуальные услуги, автосервис, услуги фотоателье), реализация ГСМ, заготовка дров, пассажирские перевозки, услуги в сфере культуры и спорта, услуги по организации отдыха и туризма, услуги по приему платежей, услуги связи, медицинские услуги, услуги гостиничного бизнеса.

Но несмотря на большой потенциальный спрос населения на данные виды услуг, на сегодняшний день они не получили достаточного развития, а некоторые до сих пор остаются без внимания субъектов малого и среднего предпринимательства.

Возможности

- развитие инфраструктуры и обеспечение доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации для абсолютного большинства населения района;

- развитие дистанционной торговли с учетом географических особенностей Октябрьского района, а также динамичного развития технологий, средств связи и коммуникаций, отвечающих современным тенденциям;

- расширение, обновление и углубление ассортиментного перечня товаров;

- совершенствование системы регулирования потребительской сферы;

- привлечение трудоспособного населения, молодежи к осуществлению предпринимательской деятельности в районе;

- увеличение розничного товарооборота ввиду снижения инфляционного давления и роста доходов населения.

Угрозы

- ограниченное развитие потребительского рынка, обусловленное географическим положением (сложная транспортная схема, отсутствие между населенными пунктами дорог круглогодичного сообщения, малочисленность поселений района);

- уменьшение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на потребительском рынке;

- колебания и непредсказуемый рост цен на товары в розничной торговле.


razvitie-mishleniya-v-yunosheskom-vozraste.html
razvitie-monarhii-vo-francii.html
    PR.RU™