Психологии происходило и во второй половине XX в. Продолжая

Исследования, начатые В.Райхом, О. Ранком, К. Хорни, свою тео-

Рию выдвинул Э. Фромм (1900-1980).

Э. Фромм окончил Франкфуртский университет. После получе-

Ния в 1922 г. степени доктора философии в Гейдельбергском уни-

Верситете он был приглашен специализироваться в области пси-

хоанализа сначала в Мюнхенский университет, а позднее в знаме-

Нитый Берлинский психоаналитический институт. В 1933 г. Фромм

Переехал в США, где он вначале стал лектором Чикагского психо-

Аналитического института, в котором работала и К. Хорни. Спустя

Некоторое время он перебрался в Нью-Йорк, где занялся частной

Практикой и параллельно читал циклы лекций в ряде американских

университетов.

Фромм по праву считается наиболее социально ориентирован-

Ным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окру-

Жение не просто условие, а важнейший фактор развития личности.

При этом в отличие от Адлера, который также придавал большое

Значение среде, Фромм под средой понимал не только ближайшее

Окружение ребенка, его семью и близких, но и тот социальный

Строй, в котором он живет. Говоря о влияниях, которые он испы-

Тывал в своей научной жизни, Фромм подчеркивал, что наиболь-

Шее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и

Хотел объединить в своей теории, особенно в ранний период своего

Творчества. Если от Фрейда он взял главным образом идею о до-

Минирующей роли бессознательного в личности человека, то от

Маркса - его мысль о значении социальной формации для развития

Психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализме,

Понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей

Друг от друга.

Исследуя развитие личности, Фромм пришел к выводу, что

Движущими силами этого развития являются две врожденные бес-

Сознательные потребности, находящиеся в состоянии антагониз-

Ма, - потребности в укоренении и в индивидуализации. Если по-

Требность в укоренении заставляет человека стремиться к общест-

Ву, соотносить себя с другими его членами, строить общую с ними

Систему ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в инди-

Видуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других,

к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности



Способствуют возникновению внутренних противоречий, конфлик-

Та мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то

Образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.

Стремление человека примирить эти потребности, с точки зре-

Ния Фромма, становится двигателем не только индивидуального

Развития, но и общества в целом, так как все социальные форма-

Ции, которые создаются человеком, являются как раз попытками

Уравновесить эти стремления. Он считал, что в начале своего раз-

Вития человек был частью природы и не выделял себя из окру-

Жающего. Только в этот период он и был счастлив, так как стремле-

Ние к укорененности в природе сочеталось с возможностью изоля-

Ции от соплеменников. Разрушив свою связь с природой, человек

Оставил для себя только одну возможность укорененности - соци-

Альную, тем самым поставив себя в зависимость от окружающих.

При этом первый строй - первобытный - способствовал развитию

Именно стремления к укорененности, оставляя в тени стремление к

Индивидуализации. Не смирившись с этим, человек изменяет строй,

И в рабовладельческом строе у него появляется возможность инди-

Видуализации - в богатстве, в войне. Но при этом уменьшается

Вероятность укоренения в обществе, становятся менее крепкими

Связи между людьми. Страдая от такой изоляции, люди опять изме-

Няют общественный строй, приходят к феодализму, в котором

Велика возможность укоренения, так как каждый человек жестко

Связан с членами своей социальной группы. В то же время такая

Жесткая стереотипизация не позволяет проявиться в полной мере

Индивидуальности человека, так как он не может выйти за рамки

Своего класса. Стремясь к свободе и независимости от этих жестких



Рамок, люди переходят к капитализму, который максимально спо-

Собствует их свободному развитию, хотя и ограничивает их воз-

Можность укоренения, оставляя людей наедине со своей свободой

Во враждебном мире.

Таким образом, отношение общества к человеку проявляется

В том, что способы, с помощью которых человек реализует свои


razdel-1-osobennosti-kadrovoj-politiki-v-raznih-tipah-organizacij.html
razdel-1-oznakomlenie-s-predpriyatiem-obshestvennogo-pitaniya.html
    PR.RU™