Процессуальные и организационные положения судебно-медицинской экспертизы в Республике Беларусь

УДК

ББК

© А.Н. Русак, 2007

ISBN © БарГУ, 2007

Тема 1

Судебная медицина как отрасль права, наука, учебная дисциплина

Судебная медицина представляет отрасль медицины, содержание которой составляют изучение и разрешение медицинских и биологических проблем, наиболее часто возникающих в правовой практике.

Опыт показывает, что в процессе реализации правовых норм перед правоохранительными органами возникают вопросы, решить которые можно только путем использования специальных медицинских познаний. Примером может служить вопрос: «Какова причина смерти?» и многие ему подобные.

Таким образом, основным назначением судебной медицины является оказание высококвалифицированной помощи органам следствия.

Вторым назначением судебной медицины является оказание помощи органам здравоохранения в деле профилактики травматизма, отравлений, скоропостижной смерти, которая способствует улучшению всей лечебно-профилактической работы.

Предметом судебной медицины являются теория и практика судебно-медицинского исследования объектов экспертизы.

Объекты, встречающиеся в судебно-медицинской практике, можно разделить на четыре большие группы:

а) живые люди;

б) трупы людей и их части;

в) объекты биологического происхождения (кровь, сперма, волосы и т. п.);

г) документы и материалы, содержащие информацию медико-биологического плана.

Метод, в широком смысле слова, — это способ подхода к действительности, способ познания, исследования явлений, способ достижения какой-либо цели, решения задачи.

Методы, используемые судебной медициной в научной и практической работе, характеризуются большим разнообразием, что обусловлено многообразием и сложностью объектов исследования и специфичностью решаемых задач.

К общенаучным методам судебной медицины относятся системы приемов и правил, рекомендаций по изучению конкретных объектов, явлений, предметов и фактов. Сюда относятся: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование, математическая обработка и другие.

Кроме того, судебная медицина использует ряд методов заимствованных из других наук, но используются они с сугубо судебно-медицинскими целями: рентгеновские, биохимические, хроматографические, спектральные, фотографические и т. п.

Степень самостоятельности какой-либо области деятельности определяется рядом факторов, в числе которых наряду со специфичностью объектов и задач должно быть наличие специальных методов исследования, присущих только этой области деятельности не имеющих аналогов в других науках: методика определения давности смерти, методика определения прижизненности и посмертности повреждений, методика идентификации по повреждениям на теле человека и др. Сугубо специфический характер носят и алгоритмы применения методов с целью решения какой-либо конкретной задачи.



В судебной медицине принято выделять следующие разделы:

1. процессуально-организационный раздел, в котором рассматриваются организационные формы и процессуальные положения судебно-медицинской экспертизы — содержание и толкование законов, права и обязанности, область компетенции и ответственность судебно-медицинских экспертов, организация судебно-медицинской службы и т. д.

2. во вторую группу входят разделы, составляющие содержание собственно судебной медицины как науки. К ним относятся:

а) судебно-медицинская танатология — учение об умирании и смерти, посмертных изменениях;

б) судебно-медицинская травматология, предмет которой составляет диагностика повреждений и установление механизмов их возникновения;

в) судебно-медицинская токсикология, разрабатывающая методы установления и предупреждения отравлений;

г) судебно-медицинское акушерство и гинекология, изучающие вопросы, связанные с экспертизой спорных половых состояний или с половыми преступлениями; изучение вещественных доказательств, включая разработку лабораторных методов исследования, объектов экспертизы биологического происхождения.

Судебная медицина тесно связана со многими науками. Она использует их достижения и делится с ними своими результатами, это позволяет ей полноценно выполнять свои функции.

Первой группой наук, граничащих с судебной медициной являются естественные науки. Биология, анатомия, физиология, гистология, патологическая анатомия, патологическая физиология, биохимия и другие снабжают судебную медицину знаниями фундаментальных законов функционирования организма человека. Физика и химия (и их отрасли) дают знания о законах, лежащих в основе биологических процессов, и универсальные методы исследования. Лечебные дисциплины, такие как хирургия, терапия, акушерство, гинекология, офтальмология и им подобные, представляют собой источник информации о различных заболеваниях, которые могут привести человека к расстройству здоровья или смерти человека.



Как показывает опыт, для юристов необходимо подчеркнуть взаимосвязь и различия судебной медицины и патологической анатомии, так как часто они эти дисциплины не дифференцируют. Действительно, два этих вида медицинской деятельности внешне похожи и исторически они развивались как одна наука. В некоторых зарубежных странах и сейчас они составляют единое целое. Но в нашей стране примерно с конца прошлого века между патологической анатомией и судебной медициной определены достаточно четкие границы. Патолого-анатомическое исследование трупа производится, как правило, в случаях смерти больных в лечебных учреждениях при установленном диагнозе в целях уточнения механизмов протекания заболевания и определения адекватности проведенного лечения. Если у человека, умершего в больнице, в качестве причины заболевания и смерти выступал внешний фактор: травма, отравление и т. п., то исследование трупа должен проводить не патологоанатом, а судебный медик.

Ко второй группе наук, имеющих точки соприкосновения с судебной медициной, относятся правовые науки: криминалистика (особенно ее раздел криминалистическая техника), уголовный процесс, уголовное право, гражданское право, криминология и др. Криминалистика и судебная медицина изначально были единой наукой о раскрытии и расследовании преступлений, затем вследствие накопления информации и ее дифференциации они разделились. До сих пор криминалисты и судебные медики имеют много общих методов исследования и совместно работают с объектами экспертного исследования. Нормы права регламентируют судебно-медицинскую деятельность, и одновременно право является главным потребителем практической судебно-медицинской деятельности.

Тема 2

ТЕМА 3

ТЕМА 4

ТЕМА 5

Транспортные травмы

В судебно-медицинской практике довольно часто приходится исследовать травматические последствия смертельного и несмертельного воздействия на человека различных видов транспортных средств. Такого рода повреждения относятся к тупой травме, однако имеют значительные характерные особенности, поэтому рассматриваются отдельно от остальных видов тупой травмы.

Выделяются несколько видов транспортной травмы: автомобильная, мотоциклетная, железнодорожная, авиационная, от водного транспорта и др.

Под автомобильной травмой необходимо понимать повреждения или комплекс повреждений, причиняемых человеку наружными или внутренними частями движущегося автомобиля, а также повреждения, возникающие при соударении тела с дорожным покрытием при выпадении из автомобиля. Все иные повреждения, образующиеся при техническом обслуживании автомобиля, стоящего на месте, к автомобильной травме не относятся. Не следует считать автомобильной травмой и случаи смерти водителей и пассажиров в автомобиле от утопления, отравления угарным газом, ожогов и др.

Автомобильная травма подразделяется на следующие виды:

— травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (наезд);

— травма от переезда тела (пешехода) колесом автомобиля;

— травма от выпадения человека (водителя, пассажира) из движущегося автомобиля;

— травма водителя и пассажира внутри автомобиля от воздействия внутренних его частей;

— травма от сдавления тела между автомобилем и другими предметами или грунтом;

— комбинированные виды травмы;

— атипичные случаи.

Многообразие автомобильной травмы определяется многообразием факторов, которые влияют на механизм возникновения этой травмы. Основные из них:

— скорость движения автомобиля;

— форма травмирующей поверхности;

— размеры транспортного средства;

— положение тела жертвы в момент травмы;

— наличие элементов, смягчающих удар или иное воздействие повреждающего фактора (например, толстая, плотная и мягкая одежда на теле);

— рост, вес и другие особенности жертвы.

Влияние перечисленных факторов на характер повреждений, воз­никающих в результате травматизации, проявляется во взаимодействии их друг с другом.

Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (наезд).

Основными фазами наезда являются: столкновение частей автомобиля с телом; падение тела на автомобиль; отбрасывание тела и падение его на грунт; скольжение тела по грунту.

В большинстве случаев наезд происходит выступающими частями передней поверхности автомобиля: бампером, облицовкой радиатора, передним краем капота, фарой, крылом. В момент удара соприкасающиеся части автомобиля и человека взаимно повреждаются. На автомобиле возникают вмятины капота, облицовки радиатора, разбиваются стекла фар и подфарников и т. д., а на теле человека образуются контактные повреждения, расположенные обычно на высоте ударяющей части автомобиля. Первоначальный удар легкового автомобиля, как правило, наносится на уровне голеней ниже центра тяжести человека, в результате чего пострадавший падает на машину (I фаза) и получает повреждения грудной клетки и головы от вторичного удара при падении на капот (II фаза). Грузовой автомобиль, автобус или троллейбус наносит удар на уровне или даже выше центра тяжести тела человека, поэтому выпадает вторая фаза, т.е. нет падения на капот.

Повреждения вследствие отбрасывания тела, падения и скольжения его по дорожному покрытию (III фаза) в виде ссадин, кровоподтеков и ушибленных ран будут располагаться на противоположных поверхностях тела, как и следы скольжения, обширные осаднения, на фоне которых хорошо заметны более глубокие параллельные царапины, нередко загрязненные частицами дорожного покрытия.

Переезд.Переезд колесом или колесами автомобиля через тело человека как самостоятельный вид автотравмы встречается довольно редко. Чаше переезд комбинируется с другими видами автомобильной травмы (наезд, выпадение).

Фазами переезда являются: соприкосновение колес с телом; толкание, иногда переворачивание тела колесом; въезд колеса на тело; перекатывание колеса через тело; волочение тела.

Основным механизмом возникновения повреждений при переезде колесом автомобиля тела человека является сдавливание тела жертвы между движущимся колесом и дорогой. Как правило, переезд сопровождается образованием тяжелых множественных, двусторонних повреждений в области, через которую переехало колесо машины. К характерным и специфичным для переезда повреждениям относятся отпечатки рисунка протектора колеса, которые можно обнаружить как на теле, так и на одежде.

Обнаружение отпечатка рисунка протектора имеет большое судебно-медицинское значение, так как позволяет решить ряд важных экспертных вопросов: определить наличие и вид автомобильной травмы, положение тела жертвы в момент переезда, тип и марку, а иногда и конкретный экземпляр автомашины.

Выпадение из движущегося автомобиля. Такой вид травматизма наблюдается чаще в сельской местности, где нередко перевозка людей производится в обычных грузовых машинах. В большинстве случаев выпадение происходит из кузова и реже из кабины автомобиля. В зависимости от положения пассажира в кузове и характера движения машины (крутой поворот, резкое торможение или внезапное ускорение движения) падение может происходить в разных направлениях: в сторону, вперед по ходу движения машины или назад через задний борт.

Основным механизмом образования повреждений при этом является удар о покрытие дороги и сотрясение тела. Повреждения от выпадения из кузова аналогичны повреждениям при падении с большой высоты.

Повреждения в кабине автомобиля. Травма внутри автомобиля обычно встречается при столкновении движущихся с большой скоростью машин друг с другом или с каким-либо неподвижным предметом или при переворачивании автомобиля. Однако тяжелые повреждения в кабине могут возникать также при резком ускорении движения или резком торможении.

Экспериментальное изучение травмы водителей и пассажиров на манекенах показало, что в момент любого столкновения они выталкиваются вперед и вверх и ударяются нижними конечностями в щиток приборов управления, головой — в потолок кабины или в ветровое стекло.

Грудь и живот водителя, кроме того, ударяются о рулевое колесо. Следовательно, основным механизмом образования повреждений при этом виде травмы является удар о внутренние части автомобиля и сотрясение тела.

От удара о приборный щиток, раму ветрового стекла и другие детали кабины на лице образуются обширные ушибленные рваные раны, сопровождающиеся осколочными и продольными переломами костей лицевого и мозгового черепа с повреждением головного мозга. Удар о ветровое стекло или стекло дверцы ведет к образованию на голове, лице, шее и кистях рук множественных резаных ран, в глубине которых обнаруживаются осколки стекол.

Очень характерными являются повреждения от удара о щиток управления, когда на передней поверхности коленных суставов появляются ссадины, ушибленные раны, переломы надколенников, а на отдалении непрямые повреждения: переломы бедренной кости, задние вывихи бедра, переломы таза в области вертлужной впадины и т. д.

Травма от сдавливания тела между автомобилем и другими предметами — это редкий вид автотравмы, в результате которой тело вертикально стоящего человека придавливается автомашиной к какому-либо неподвижному предмету (стена, кузов стоящей автомашины). При этом образуются множественные двухсторонние переломы ребер, разрывы и размозжения внутренних органов.

Мотоциклетная травма наблюдается реже автомобильной и отмечается рядом особенностей.

Прежде всего — при мототранспортных происшествиях кроме пешеходов очень часто страдают водители, пассажиры мотоцикла, что связано с конструктивными особенностями этого вида транспорта. В зависимости от обстоятельств и механизма причинения повреждения различают следующие виды мотоциклетной травмы:

— столкновение мотоцикла со встречным транспортом;

— падение с двигающегося мотоцикла;

— наезд мотоцикла на пешехода;

— наезд мотоцикла на неподвижные предметы;

— переезд колесами через пострадавшего;

— атипичные ситуации.

Столкновение мототранспорта с другими транспортными средствами состоит из следующих фаз: удар тела о части встречного и попутного транспорта, отбрасывание тела на мотоцикл или падение на землю, прижатие тела к дорожному покрытию частями столкнувшегося транспорта.

При этом повреждения могут располагаться на любой части тела и характеризуются обширностью и тяжестью, начиная от поверхностных повреждений кожных покровов, вплоть до грубых разрушений костей черепа, головного мозга, ребер, множественных переломов трубчатых костей, разрывов внутренних органов.

При падении с движущегося мотоцикла можно выделить три фазы: удар тела о части мотоцикла, удар тела о дорожное покрытие, скольжение тела по дорожному покрытию. Повреждения в результате удара тела о части мотоцикла чаще локализуются на передне-внутренних поверхностях нижних конечностей в виде полосовидных ссадин. Могут возникать переломы костей пальцев рук и кисти при попадании их в рычаги управления. При ударе тела о дорожное покрытие, как правило, наблюдаются переломы костей свода черепа и повреждения головного мозга.

Повреждения от удара колесом мотоцикла и коляски с грязевыми щитками располагаются в области голени. Повреждения от удара рулевым управлением локализуются в области поясницы и живота (у взрослых).

При наезде мотоцикла на неподвижные предметы механизм повреждений слагается из двух фаз: удар тела о преграду, отбрасывание тела и падение на землю. При переезде колесами через тело наблюдается прижатие тела колесом к дорожному покрытию, скольжение колеса по телу.

Железнодорожной травмойназывают механические повреждения, причиняемые телу человека частями движущегося рельсового транспорта. В зависимости от условий и обстоятельств происшествия различают пять основных видов железнодорожной травмы:

— удар движущимся поездом;

— переезд колесами;

— падение с движущегося поезда;

— сдавление вагонами;

— травма внутри вагонов при железнодорожных катастрофах;

Как правило, удар наносится передней поверхностью электровоза, тепловоза или головного вагона электропоезда сразу по всем частям тела (от голеней до головы), что приводит тяжелым повреждениям. При ударе поездом, движущимся с большой скоростью, тело обычно отбрасывается далеко в сторону, вплоть до обочины пути и кювета, и на рельсы не попадает.

Наиболее характерные для воздействия рельсового транспорта повреждения образуются при переезде колесами. Основной механизм травмы при этом — сильное сдавление и размозжение тканей в сочетании с ножницеобразным разделяющим действием колесного гребня (реборды), в результате чего происходит отделение частей тела или разделение тела на части.

Если в месте перекатывания колеса кожа не разрушается, то образуется ее повреждение, именуемое полосой давления и осаднения. Эти полосы образуются как от воздействия катящейся поверхности колеса, так и от головки рельса. Они помогают установить положение тела на нитке рельс.

Переезд железнодорожным транспортом нередко сопровождается волочением тела пострадавшего по полотну,иногда длительным, на протяжении сотен метров и даже нескольких километров. Во время волочения от ударов о шпалы и трения о балластный слой пути возникают обширные ссадины, царапины и раны, в глубине которых, на коже и одежде скапливается много смазочных веществ и частичек балласта (песок, гравий, ракушечник и т. п.). Иногда при этом возникает обширная отслойка мягких тканей или «спиливание» их до костей, отрывы конечностей, частичное или даже полное срывание одежды с тела. В таких случаях части расчлененного трупа и детали его одежды могут быть обнаружены на большом протяжении железнодорожного полотна.

Авиационной травмойназывают повреждения, возникающие у членов экипажа, пассажиров и других лиц в процессе эксплуатации и обслуживания летательных аппаратов. К летательным аппаратам относятся: винтомоторные и реактивные самолеты, вертолеты, дирижабли, аэростаты, планеры, пилотируемые воздушные шары и др. Наиболее изучены повреждения при летных происшествиях с самолетами. В зависимости от условий и обстоятельств происшествия, авиационную травму делят на следующие виды:

— травма внутри самолета во время полета;

— травма при покидании летящего самолета;

— травма внутри самолета при падении его на землю;

— травма внутри самолета, находящегося на земле;

— травма лиц, находящихся на земле вне самолета.

Травма внутри самолета во время полетаможет возникнуть при столкновении с птицами, другим самолетом, иными летающими предметами, при взрыве, пожаре на борту, при аварийной разгерметизации кабины и салона. Обычно подобные происшествия заканчиваются падением самолета на землю.

Травма при покидании летящего самолетаможет быть получена при парашютном прыжке — в момент отделения от самолета, при раскрытии парашюта и в момент приземления. Возникающие при этом повреждения называют еще парашютнойтравмой.

Характер и тяжесть травмы внутри самолета при падении его на землю зависят, в основном, от высоты, скорости и угла падения, а также от того, сопровождался ли удар самолета о землю взрывом и пожаром.

В момент столкновения самолета с землей повреждения у членов экипажа и пассажиров образуются от ударов о части кабины, салона и последующего сдавления отдельных областей или всего тела разрушившимися и сместившимися частями конструкции самолета. При этом возникают обширные грубые механические повреждения, вплоть до разрушения всего тела, с отрывом отдельных его частей (конечностей, головы), вскрытием полостей, разрушением и выбросом наружу внутренних органов.

При осмотре трупов и останков на месте происшествия следует искать первичные повреждения,возникающие у пилота и других членов экипажа от ударов о детали оборудования и предметы интерьера кабины (рукоятки штурвала, колонку, узел крепления колонки к штурвалу, боковую стенку кабины, подлокотники кресла, педали управления и т. п.) еще до разрушения самолета. Наличие этих повреждений помогает устанавливать состояние членов экипажа, их местоположение в кабине, позу и характер выполнявшихся ими рабочих операций в момент столкновения самолета с землей.

При ударе самолета о землю под небольшим углом (например, при попытке совершить посадку) возникают повреждения, в основном, связанные с действием не ударных, а инерционных сил — обширные рваные раны, а иногда отрывы головы и конечностей от туловища, фиксированного ремнями, или почти полное разделение туловища на уровне ремней.

Травма внутри самолета, находящегося на земле, может возникнуть при столкновении самолетов, перемещающихся по аэродрому, или самолета и автомобиля, при взрыве и пожаре на борту. Травмы лицам, находящимся на земле вне самолета, могут причиняться лопастями вращающегося винта, передней кромкой крыла и колесами шасси движущегося по земле (аэродрому) самолета, струей раскаленных газов или при засасывании тела в воздухозаборник работающего реактивного двигателя.

Воднотранспортная травма.

Специфичные варианты воднотранспортной травмы возникают от действия частей движущегося водного транспорта на тело жертвы, находящейся в воде. Большая часть повреждений от действия частей движущегося водного транспорта на теле жертв напоминают по своему внешнему виду массивные рубленые раны, причиненные не очень острыми рубящими предметами. В зависимости от того, какой из частей транспортного средства они причинены (подводными крыльями, лопастями винта), такие раны могут быть более или менее обширными, одиночными или множественными.

Непосредственной причиной смерти после травматизации водным транспортом может быть не смерть от кровопотери или иной причины, связанной с механическим повреждением, а утопление в воде, что достаточно легко устанавливается при судебно-медицинском исследовании трупа.

ТЕМА 6

Огнестрельные повреждения

Судебно-медицинской наукой к огнестрельным относятся повреждения, возникающие от действия снарядов, приводимых в движение за счет сгорания веществ типа пороха, а также повреждения, образующиеся за счет факторов, сопутствующих процессу сгорания и движению снаряда. Кроме того, в судебной медицине к огнестрельным принято относить ранения от взрывов как взрывчаты, так и иных веществ (газов, химических смесей и т. п.).

При классических огнестрельных повреждениях основным повреждающим фактором является снаряд, имеющий небольшую массу и значительную кинетическую энергию. По характеру снарядов огнестрельные повреждения делят на пулевые, дробовые и осколочные.

Механизм образования огнестрельных повреждений таков, что, обладая огромной скоростью, пуля при попадании в тело наносит сильный удар, сжимает и разрывает пострадавшие участки, частично выбрасывает прилежащие мягкие ткани в сторону и по ходу своего полета. В то же время ударная волна распространяется в стороны и вызывает повреждения тканей и органов расположенных вблизи раневого канала.

Основными элементами огнестрельных повреждений являются входное отверстие, раневой канал, выходное отверстие.

Входное отверстие — место проникновения пули в тело (кожу). Характеризуя его, следует указать на то, что при вхождении пули в тело человека констатируют:

— дефект кожи и тканей. При перпендикулярном вхождении и большой кинетической энергии пуля пробивает участок кожи; при этом края раны ровные, загнуты внутрь; в тоже время частички кожи унесены в глубь раневого канала; отверстие на коже округлой формы.

При небольшой кинетической энергии пуля не пробивает, а разрывает кожу, поэтому фиксируют растяжение и разрыв кожи.

— поясок осаднения — образуется по краям раны от ушибающего и вращательного движения пули. При перпендикулярном вхождении пули он имеет вид буровато-желтой кольцевидной ссадины шириной 1—3 мм, которая приобретает характерный после наступления смерти буровато-красный цвет и пергаментную плотность.

При проникновении под острым углом поясок осаднения выражен вокруг входного отверстия неравномерно — шире со стороны входа пули в кожу.

— поясок обтирания — остается на той преграде, с которой встречается пуля (одежда, кожа и др.). Он образуется от того, что пуля, проходя через преграду, обтирается своей поверхностью, на которой имеются различные загрязнения (частицы пороха, копоть, смазка), осевшие на ее поверхности при прохождении в стволе оружия и на дульном срезе через облачко газов и копоти.

Форма входного огнестрельного ранения — овальная или округлая.

Раневым каналом называется совокупность участков тканей, травмированных пулей по ходу ее продвижения в теле жертвы, от входной огнестрельной раны до выходной.

Различают несколько разновидностей раневого канала. Сквозной раневой канал — когда пуля прошла насквозь все тело человека. Слепой раневой канал — когда пуля, влетев в тело жертвы, застряла в нем. В конце слепого раневого канала, как правило, обнаруживается снаряд. По форме и характеру раневые каналы могут быть прямыми, ломаными, прерванными. Некоторые авторы выделяют и другие разновидности раневых каналов.

Выходное отверстие — место выхода пули из тела. Выходные огнестрельные раны обычно имею щелевидный характер. Края их неровные, могут быть немного как бы вывернуты наружу. Отложения копоти, осаднения, обтирания и других следов-наложений не наблюдается. При значительной кинетической энергии пули выходное огнестрельное ранение может быть обширным и выглядеть рваной раной значительных размеров. Значительные разрушения тканей тела на выходе пули наблюдаются и при описанном выше гидродинамическом действии травмирующего снаряда.

Выстрелом в упор(контактным выстрелом) называется такой выстрел, когда дульный конец оружия соприкасается с одеждой или кожей. При этом в формировании повреждения принимают участие огнестрельный снаряд, факторы близкого выстрела, дульный конец оружия, а иногда и вторичные снаряды. Вследствие выраженного разрушающего действия пороховых газов, входное отверстие на одежде и коже при выстреле в упор бывает звездчатым, реже угловатым или округлым, причем дефект оказывается значительно большим, чем калибр оружия. Кожа по краям входной раны бывает отслоена от подлежащих тканей и закопчена. Абсолютным признаком выстрела в упор является отпечаток дульного конца оружия(штанцмарка), который может образоваться на одежде или коже вокруг или около входного отверстия в виде ссадины, кровоподтека, раны.

При выстрелах с близкого расстояния повреждающее действие оказывают огнестрельный снаряд и факторы близкого выстрела, а иногда и вторичные снаряды. Повреждения, причиняемые факторами близкого выстрела, сочетаются со специфическими загрязнениями и отложениями, которые называются следами близкого выстрела. К ним относятся:

1) механическое действие пороховых газов (разрывы одежды, кожи и мягких тканей в раневом канале, осаднение кожи, радиальное приглаживание ворса тканей одежды);

2) термическое действие пороховых газов, копоти и пороховых зерен, особенно выраженное от дымного пороха (опаление ворса тканей одежды, обгорание одежды, волос);

3) химическое действие пороховых газов;

4) отложение и внедрение копоти в ткани одежды, в кожу, в стенки раневого канала;

5) отложение и внедрение частиц пороховых зерен и металлических частиц в ткани одежды, кожу.

Взрывная травма.

Взрыв — быстрое выделение энергии в результате физических, химических, ядерных процессов с расширением исходного взрывчатого вещества или продуктов его превращения с возникновением высокого давления. Взрыв часто сопровождается разрушением окружающей среды и тела человека.

Среди различных видов энергии взрыва могут быть различные факторы, чаще имеют место химические взрывы. Вещества, обладающие способностью к взрыву, называют взрывчатыми (ВВ). Взрыв сопровождает выделение высокого давления и большого количества тепла.

Для производства взрыва используются различные взрывные устройства (ВУ). ВУ содержат основной заряд ВВ, вспомогательный заряд и детонатор. Для увеличения мощности взрыва и его поражающего действия ВУ снабжают оболочкой.

Повреждающими факторами взрыва являются продукты взрыва, детонации — волна взрывных газов; частицы ВВ; копоть взрыва; ударная и звуковая волна; осколки и частицы ВУ; специальные поражающие средства (механические, химические, термические); вторичные снаряды.

Наиболее выраженным поражающим действием обладает волна взрывных газов. Она быстро распространяется от центра взрыва, причиняя обширные разрушения.

Взрывные газы оказывают на тело человека механическое действие (ушибающее, контузионное, разрушающее), термическое действие (возгорание одежды, ожоги тела), химическое (местное и общее действие на организм образующихся ядовитых веществ — карбоксигемоглобина, метгемоглобина и др.). Все эти факторы действуют на организм комбинированно.

На близком расстоянии от места взрыва на тело действует механический фактор взрыва, оказывая основное повреждающее действие. В результате образуются обширные повреждения наружных покровов тела и внутренних органов, отрывы конечностей.

Термическое действие взрывных газов также проявляется на близком расстоянии от взрыва. На поверхностных телах, обращенных к центру взрыва, откладывается копоть взрыва.

Поражающее действие оказывают частицы ВВ, особенно в тех случаях, когда ВУ не имеет оболочки. Вдыхание взрывных газов (преимущественно в случаях взрыва в замкнутом пространстве) приводит к отравлению.

ТЕМА 7

ТЕМА 8

Осмотр места происшествия

Под местом происшествия понимается участок местности или помещение, где непосредственно произошло какое-то событие, подлежащее следственному осмотру.

Обычно таким событием считается какое-либо преступление (убийство, изнасилование, кража и т. п.). Однако понятие «происшествие» шире понятия «преступление», так как происшествие включает также самоубийство и несчастный случай (казус). По сложившейся практике, факт обнаружения трупа человека рассматривается как происшествие.

Осмотр места происшествия и трупа на месте его обнаружения является неотложным следственным действием, направленным на непосредственное восприятие, изучение обстановки места происшествия, обнаружение, фиксацию и изъятие различных следов и других вещественных доказательств в целях выяснения характера происшедшего события, личности преступника, мотивов совершения преступления, а так же иных обстоятельств имеющих значение для дела.

Основной задачей проведения осмотра является обнаружение следов преступления или иных материальных объектов, выяснение других обстоятельств имеющих значение для дела (ч. 1 ст. 203 УПК).

Среди основных принципов осмотра места происшествия следует отметить своевременность и полноту, которые в значительной степени обеспечивают получение максимально возможной информации.

С учетом данных, полученных при осмотре места происшествия, следователь оперативно выдвигает версии о происшедшем событии, о лицах, свершивших преступление, организует неотложные оперативные мероприятия по розыску и задержанию преступников.

Полнота и всесторонность познания предмета исследования при производстве осмотра места происшествия зависят от использования знаний из самых разных сфер естественных и технических наук. В случаях обнаружения на месте происшествия трупов, их частей, следов биологического происхождения, при нанесении потерпевшим повреждений различной степени тяжести грамотное производство осмотра невозможно без использования знаний судебной медицины.

Осмотр трупа на месте его обнаружения является составной частью осмотра места происшествия и производится следователем с участием врача-специалиста в области судебной медицины, а при невозможности его участия —иного врача (ст. 205 УПК).

Осмотр трупа на месте происшествия является следственным действием — врач-специалист в области судебной медицины (врач иной специальности) осуществляет свою работу под руководством следователя и оказывает ему помощь. Все действия врача при этом должны быть согласованы с задачами, которые ставит перед собой следователь.

Первостепенной задачей на месте происшествия является констатация смерти. В случае обнаружения признаков жизни врач должен информировать об этом следователя и оказать первую медицинскую помощь (реанимационные). Задачей следователя является обеспечение скорейшей транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение (вызвать скорую помощь, при невозможности — предоставить транспорт).

При отсутствии положительного эффекта от принятых медицинских мероприятий в протоколе осмотра необходимо указать, какие меры были предприняты, время их начала и окончания, на основании каких признаков констатирована смерть.

При непосредственном осмотре трупа, могут быть высказаны предварительные суждения по решению следующих задач:

1) предположительная причина смерти;

2) имело ли место убийство, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или несчастный случай;

3) кто умерший, каковы данные, характеризующие его личность;

4) перемещали ли труп, наступила ли смерть в том месте, где обнаружен труп;

5) давность наступления смерти;

6) при наличии на трупе телесных повреждений предположительный механизм и давность их возникновения, наличие причинной связи с наступившей смертью;

7) изъятие следов, свидетельствующих об обстоятельствах происшедших событий.

Различают статическую и динамическую стадии осмотра трупа.

Осмотр в статической стадии осуществляется при неизменном положении трупа, не дотрагиваясь до него.

В динамической стадии проводят детальный осмотр с рациональным перемещением одежды, самого трупа, окружающих предметов и т. д.

При осмотре трупа необходимо отметить:

— месторасположение;

— позу;

— особенности одежды и обуви на нем;

— предметы на трупе, под ним и в непосредственной близости от него;

— общие данные о трупе;

— характер и особенности трупных явлений; признаки переживания тканей;

— региональные особенности трупа (описание отдельных частей); наличие телесных повреждений, загрязнений на коже, татуировок.

Месторасположение. Приступая к осмотру трупа, необходимо четко указать его месторасположение. Положение трупа устанавливается по отношению к ближайшим усто


prodolzhali-samoanaliz-i-kogda-dopuskali-oshibki-srazu-priznavali-ih.html
prodolzhayutsya-raboti-po-montazhu-i-ostekleniyu-vitrazhnih-konstrukcij.html
    PR.RU™