Процессуальная теория трудовой мотивации Д. Аткинсона

Понятие риска фигурирует в теории трудовой мотивации Д. Аткинсона, которая изучает не только внутренний мир индивида, но и влияние на мотивацию различных факторов среды, т.е. уделяют внимание социальному контексту, роли ситуации в побуждении работников к эффективному труду. В теории Д. Аткинсона поведение работника рассматривается как взаимодействие индивидуальных качеств и восприятия ситуации. Основные параметры модели выбора риска – это ожидание, ценность и мотив.

Достижение предполагает наличие некоторой цели, ориентации на задачу. Поведение человека направлено на избегание провала столь же сколько и на достижение цели. С опытом у человека формируются два устойчивых мотива: мотив стремления к успеху (Мs – success sэk’ses) и мотив избегания неудач (Мf – failure ‘feiljэ). В модели Д. Аткинсона выделяются также две ситуативные переменные: ожидание успеха (Ps – probability of success probэ’biliti) и побуждение (Is – insentive) или привлекательность успеха для индивида.

При этом привлекательность и вероятность успеха связаны следующим образом:

Is = 1 – Ps

Т.е. чем выше привлекательность успеха, тем ниже его вероятность, и, наоборот, чем выше вероятность успеха, тем ниже его привлекательность. Так, если успех коллектива в выполнении задания предопределен, то сотрудник не видит зависимости успеха от своих собственных усилий и привлекательность достижений будет минимальной.

Стремление к успеху: Мs × Ps × Is

Стремление избежать неуспеха: Мf × Pf × If

Pf – вероятность неудачи, If – побуждение избегания неудачи.

Модель связывает все эти переменные формулой результирующей тенденции: (Мs × Ps × Is ) – ( Мf × Pf × If )

Ps × Is = max при Ps = 0,5

Выводы модели Д. Аткинсона можно сформулировать следующим образом:

· Задачи средней субъективной трудности будут предпочитаться при том условии, что мотив успеха (достижения) сильнее, чем мотив неуспеха (избегания неудач). В этом случае модель предсказывает выбор средних трудностей в качестве компромисса между более привлекательными, но едва ли решаемыми трудными задачами и решаемыми, но не привлекательными легкими задачами.

· Работники, которые приемлют неудачу ради высокой привлекательности возможного достижения цели, предпочитают экстремальные задачи и относятся к «рисковому» типу личности.

· У неуспешно мотивированных людей (мотив избегания неудачи сильнее мотива достижения) максимум избегательной тенденции получается в задачах средней трудности. В том случае если личность стремится, прежде всего, к тому, чтобы не скомпрометировать себя неуспехом, результирующая тенденция избегания является наименьшей при легких задачах, когда личность едва ли рассчитывает на неуспех (низкая Pf ) или когда из-за высокой трудности задачи неуспех не компрометирует личность (низкое отрицательное побуждение неуспеха If).



Исходя из предложенной модели в задачу управления входит выяснение соотношения квалификации и личных качеств людей со степенью рискованности их деятельности, а также обеспечение соответствия между этими параметрами и формирование культуры поведения с учетом фактора риска. Формирование культуры осуществляется через предотвращение неоправданного риска и стимулирование оправданного согласно целям деятельности конкретной компании. Для этого обязательно должна проводиться работа с персоналом в следующих направлениях:

1. Профессиональный отбор и расстановка кадров.

2. Социально-психологическая адаптация.

3. Проведение тренировок (психологическая подготовка) для выработки готовности к действиям в рискованных ситуациях.

4. Текущий контроль за мотивацией людей, их удовлетворенностью, отношением к риску.

Модель Д. Аткинсона позволяет выработать определенные принципы при распределении заданий в организации в зависимости от характеристик личности. Работник со склонностью к обязательному достижению успеха получает задание, которое обязательно надо выполнить в отведенные сроки, а работник, готовый рисковать ради получения самой высокой награды в случае успеха, используется при поиске нетипичных идей в решении иновационных задач.


prodolzhajte-igrat-agressivno-imeya-slabie-ruki.html
prodolzhajte-vozdejstvovat-na-prezhne-go-klienta-do-teh-por-poka-eshe-est-na-dezhda-pobudit-ego-k-dejstviyam-.html
    PR.RU™