Процесс работы над усвоением языковых понятий младших школьников.

Усвоение грамматических понятий – процесс длительный и довольно сложный для младших школьников. Организуя в начальных классах работу над понятиями, учитель исходит от лингвистической сущности изучаемого понятия.

Структура лингвистического понятия:

1. Лингвистический термин;

2. Родовое представление;

3. Видовые признаки.

Понятия, изучаемые в начальной школе:

Во всех программах: им. сущ., им. прилаг., глагол, предлог, местоимение, предложение, словосочет., подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения.

Трудности усвоения лингвистических понятий:

Понятия абстрактны; слово обозначает группу предметов.

Лингвистические понятия объединяют группы предметов à абстракция абстракции.

Этапы формирования лингвистического понятия:

1. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия.

Осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевает такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.

2. Обобщение признаков установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.

3. Осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними (анализ и синтез).

4. Конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия

с ранее усвоенными (установление межпонятийных связей).

2. Методический анализ материала на с. 24-27 “Русской азбуки”

1. На стр 24- 29 учебника " Русская азбука" Представлены следующие виды материалов:
-иллюстративный (сюжетные и предметные картины)
-текстовой (пословицы, стихотворный текст)
-буква в различных видах (заглавная строчная)
2. Художественное значение предметных и сюжетных картин:
-эмоциональное и эстетическое развитие учащихся.
-сюжетная картина способствует развитию речи.
-предметная картина развивает логическое мышление и память.
-изображение буквы в разных видах, способствует узнаванию данной буквы в тексте.
3. На указанных страницах указаны пословицы стихотворения.
Предполагаются следующие виды работ:
-Работа с буквой (обведение по контуру, выкладывание из палочек, печатанье)
-работа с текстом (нахождение буквы)
- следует выделить. для проведение звукового анализа, слова :астра и арбуз.т.к к ним прилагаются предметные картинки и схемы.
4. Последовательность работы:
звук-буква-слог-слово-словосочетание-предложение-текст. Этой аботе предшествует работа с иллюстрацией.
5. Потребуются следующие доп. материалы:
-изображение буквы А
-схемы
-тетрадь для печатанья
-предметные картинки
-тексты с буквой А
Они нужны для наилучшего усвоения учебного материала, для наглядности, для более доступного объяснения и первичного закрепления темы.



Билет№5

Практическое знакомство с речью, предложением, словом, слогом в период обучения грамоте (ОГ).

Порядок и приемы ознакомления первоклассников с важнейшими языковыми понятиями.

1) речь устная и письменная;

2) предложение (составление рассказа по сюжетным картинкам; беседа; сообщение учителя; составление предложений по ситуационным картинкам; знакомство с графической схемой; определение на слух количества предложений; составление рассказов по сюжетам).

Наблюдение над словом, предложением и текстом.

В период ОГ важно привлекать внимание детей к значению слова, работать со звучанием и написанием слов, использовать при объяснении наглядность.

СЛОВО:

- Учитель показывает тетрадь и спрашивает «Что это?»

- Вещь «тетрадь» и слово «тетрадь» одно и то же?

- Что можно сделать с тетрадью, в тетради?

- Попробуем спрятать под парту слово «тетрадь».

- Слово, название вещи и сама вещь – одно и то же.

- Возьмите какую-нибудь вещь с парты и покажите друг другу.

- Спрячьте свою вещь под парту, а сами назовите вслух эту вещь.

- Зачем нам нужны вещи понятно, а зачем нужны слова?

1. составление предложений из 2х слов по ситуативным картинкам;

2. анализ упражнения из 2х слов;

3. определение на слух количества слов в предложении;

4. знакомство с графической схемой;

5. определение на слух количества предложений.



СЛОГ:

1. называние предметов по картинкам;

2. знакомство с графической схемой деления слов на слоги.

Работа с текстом.

Это случилось зимой. У меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы.

А вокруг снег и мороз. Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне! А лыжи поют! И песенка их – как ручеек, так и льется, так и звенит. (По Н.Сладкову)

Каковы возможности использования данного текста при работе над совершенствованием фонетических умений? Составить варианты заданий младшим школьникам.

Возможно чтение с определенной интонацией, которая отражает значение знаков препинания.

Фонетический разбор слов.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите, проверочные слова.

Это случилось зимой. У меня запели лыжи! Я б..жал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы1.

А вокруг снег и мороз. Лес м..лчит, оз..ро м..лчит. Петухи1 в деревне! А лыжи поют! И песенка их – как руч..ек, так и льется1, так и звенит. (По Н.Сладкову)

2. Дайте полный фонетический разбор слов, над которыми стоит цифра фонетического разбора1.

3. Выполните фонетический разбор слова которое отвечает на вопрос кто?

Билет№6

1. Методические принципы обучения родному языку.

1. Принцип внимания к материи языка, к физическому Р. органов речи.

Речь усваивается, если приобретается способность управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения. Данный принцип определяет О. произносительной стороны языка, тренировку механизмов речи.

2. Понимание языковых значений.

Вытекает из закономерности, определяющей единство языка и мышления, из синхронности Р. лексических и грамматических навыков. О. языку не м. б. действенным без семантической работы, без понимания тончайших оттенков значения слова, словосочетания, предложения, текста.

Ознакомление учащихся с лексическим значением для них слов или слов, значение которых они понимают правильно.

3. Принцип, опирающийся на закономерность выразительности речи.

Определяется как принцип различения сообщающей и стилистической функции языковых единиц. Он предполагает дифференциацию функциональных стилей и оценку выразительности слова и др. единиц языка в тексте. Этот принцип определяет необходимость изучения языка на материале его лучших образов, необходимость хорошей языковой среды для успешного О.

4. Развития чувства языка.

Опирается на закономерность, определяющую способность запоминать традиции сочетания языковых единиц, способность внутренне усваивать аналогии, закономерности языка и применять их в речи. Языковое чувство ребенка формируется под влиянием слышимой и читаемой речи, а так же в результате собственной речевой ДД.

Ребёнку предлагается задание самостоятельно подобрать группы синонимов по таблице.

Таблица синонимов

Родина вьюга дряхлый буран
метель отчизна опрятный караульный
аккуратный ветхий отечество сторожить
старый дозорный лелеять пурга
сторожевой стеречь холить караулить
охранять ласкать скорбеть нежить
горевать печалиться грустить тужить

5. Усвоение письменной речи.

Письменная речь усваивается , если она сопоставляется с уже известной устной речью. Неразрывная связь Р. устной и письменной речи обеспечивает полное и всестороннее овладение языком.

Принципы обучения Занкова.

1. Обучение на высоком уровне трудности, с соблюдением меры трудности для каждого ученика.

Ученику необходимы умственные умения, требуются некоторое умственное напряжение. Уровень трудности достигается не через количество увеличения «дозы» нового материала, а через повышение качества его понимания.

2. Быстрый темп продвижения вперед.

Дело не в торопливости: цель в том, чтобы учащийся постоянно сознавал своё продвижение на пути познания, чтобы его мозг получал новую пищу.

3. Ведущая роль теории в О.

Мышлению младшего школьника свойственно оперирование отвлечёнными, обобщенными понятиями. Формирование понятий идет по разным путям: индукция, переход от абстрактного к конкретному.

4. Осознание школьниками процесса познания, учения.

На каждом уроке идёт осознание целей и задач каждого упражнения, каждого действия, оперативное усвоение правил, осознанное их применение, построение последовательных ступеней решения задачи. Используется закрепление в виде выполнения различных вариантов применения изученного. Ученики ориентируются на осознание своего участия в познании, своей активной роли в нём. Ни приобретают умения в области оценки полученных результатов, их самостоятельной проверки формирования умственных способностей.

2. Методический анализ учебного материала на с. 56-59 “Русской азбуки”

1. На стр 56-59 учебника " Русская азбука" Представлены следующие виды материалов:
-иллюстративный (сюжетные и предметные картины)
-текстовой ( стихотворный текст)
-буква в различных видах (заглавная строчная)
-слоги
-ребусы
2. Художественное значение предметных и сюжетных картин:
-эмоциональное и эстетическое развитие учащихся.
-сюжетная картина способствует развитию речи.
-предметная картина развивает логическое мышление и память.
-изображение буквы в разных видах, способствует узнаванию данной буквы в тексте.
3. На указаных страницах указаны стихотворения.
Предполагаются следующие виды работ:
-Работа с буквой (обведение по контуру, выкладываени из палочек, печатанье)
-работа с текстом (нахождение буквы)
4. Последовательность рабты:
звук-буква-слог-слово-словосочетание-предложение-текст. Этой аботе предшествует работа с иллюстрацией.
5. Потребуются следующие доп. материалы:
-изображение буквы Т
-схемы
-тетрадь для печатанья
-предметные картинки
-тексты с буквой Т
Они нужны для наилучшего усвоения учебного материала, для наглядности, для более доступного объяснения и первичного закрепления темы.

Билет№7


processi-obespechivayushie-psihicheskoe-razvitie.html
processi-pamyati-individualnie-osobennosti-pamyati.html
    PR.RU™