Процесс принятия управленческих решений. Продуктивность каждого этапа.

Рекомендации учителям

Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.

Средняя группа (16–23 балла)

Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.

Рекомендации учителям

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.

Сильная группа (24–31 балл)

Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок.

Рекомендации учителям

Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.

9. Методика экспертизы образовательной среды. Широта образовательной среды. Методика сбора информации об объектах мониторинга качества образования.

Для экспертизы образовательной среды должен быть разработан аппарат ее формального описания на основе системы соответствующих параметров. Выделяются пять «базовых» параметров: широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость; а также шесть параметров «второго порядка»: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность.



Параметры оцениваются по схеме, приведенной ниже. Затем по каждому блоку баллы суммируются (сумма не может превышать 10 баллов) и записываются в строку «Итоговый балл». Затем, используя значения коэффициентов модальности, определяется соответствующий коэффициент для каждого параметра.

Широта образовательной среды

Широта – качественно-содержательная характеристика, показывающая, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду.

Итоговый балл
Коэффициент модальности
1. Местные экскурсии (пешком, на городском и пригородном транспорте)
1.1 Практически не проводятся
1.2 Проводятся, но не для всех учащихся 0,2
1.3 Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие 0,5
1.4 Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие 0,7
1.5 Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.) 1,25
1.6 Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)
2. Путешествия
2.1 Практически не бывает
2.2 Не для всех учащихся 0,2
2.3 Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие 0,5
2.4 Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие 0,7
2.5 Поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса 1,25
2.6 Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)
3. Обмен педагогами
3.1 Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится
3.2 Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодический характер 0,1
3.3 Педагоги имеют возможность какое-то время преподавать (стажироваться) в других учебных заведениях 0,3
3.4 Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работают в школе (классе) 0,7
3.5 Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателями с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями 1,25
3.6 Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)
4. Обмен учащимися
4.1 Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится
4.2 Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер 0,1
4.3 Производится систематический прием школьников из других учебных заведений 0,3
4.4 Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодежные лагеря, экспедиции и т.п.) 0,7
4.5 Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями 1,25
4.6 Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)
5. Широта материальной базы
5.1 Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещенные
5.2 Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает 0,3
5.3 Имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений 0,8
5.4 Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.).
5.5 Имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям (Интернет) 1,25
5.6 Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)
6. Посещение учреждений культуры (театры, концерты, выставки и т.д.)
6.1 Практически не бывает
6.2 Не для всех учащихся 0,2
6.3 Каждый школьник раз в полгода имеет возможность посещения 0,5
6.4 Каждый школьник раз в четверть имеет возможность посещения 0,7
6.5 Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса 1,25
6.6 Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)
7. Гости
7.1 Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко
.2 Гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами) перед учащимися и педагогами + 0,1
7.3 Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, творческие выставки) +0,2
7.4 Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. +0,4
7.5 Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приема гостей +0,55
7.6 Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)
8. Возможности выбора образовательных микросред
8.1 Кроме занятий в своем классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей
8.2 Некоторые учащиеся имеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубах по интересам 0,1
8.3 Каждый учащийся может заниматься в кружках, секциях, клубах по интересам 0,2
8.4 Учащиеся имеют возможности выбора класса (профильного, по уровню подготовленности школьников) +0,4
8.5 Учащиеся имеют возможности выбора учителей +0,55
8.6 Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла)



Совокупность методик сбора информации об объектах мониторинга качества образования

Критерии оценки Показателии оценки Методика сбора информации
Объект: образовательные результаты
Обученность Фактический запас знаний по предметам Тесты обученности Диагностические контрольные работы (ДКР)
Сформированность предметных умений Тесты обученности Диагностические контрольные работы (ДКР)
Сформированность умений учиться Диагностическая методика «Навыки учебной деятельности»
Обучаемость Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений Может быть диагностирована психологом с использованием психологических методик диагностики
Легкость освоения материала (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от работы)
Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы
Прочность сохранения освоенного материала
Творческие успехи Результаты участия в олимпиадах, соревнованиях Портфолио ученика Аттестат образовательных достижений
Сертификаты (мероприятий и конкурсов системы, дополнительного образования, образовательных тестирований по предметам (TOEFL и т.п.) и др. Портфолио ученика Аттестат образовательных достижений
Объект: условия достижения образовательных результатов
Методические ресурсы Повышение квалификации учителей Портфолио учителя
Стабильность основного состава педагогического коллектива Образовательный паспорт школы
Оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием Образовательный паспорт школы
Обеспеченность учебниками и УМК Образовательный паспорт школы
Время доступа к персональным компьютерам (для учителей и учащихся) Образовательный паспорт школы
Обеспеченность библиотеки Образовательный паспорт школы
Валеологические ресурсы Валеологическая кривая расписания Гигиенические требования к расписанию уроков
Количество учащихся в классе Образовательный паспорт школы
Ресурсы получения дополнительного образования Дополнительные образовательные услуги в школе (виды, стоимость, востребованность) Образовательный паспорт школы
Запросы учащихся и родителей на дополнительные образовательные услуги Анкетирование, опрос
Включенность учащихся в систему дополнительного образования в школе (факультативы, кружки) Образовательный паспорт школы
Ресурсы образовательной среды Широта Методика экспертизы образовательной среды В.А. Ясвина
Интенсивность
Осознаваемость
Эмоциональность
Доминантность
Когерентность
Активность
Мобильность
Устойчивость
Объект: цена достижения образовательных результатов
Нагрузка учащихся Число проверочных, контрольных работ и других видов аттестации в единицу времени (четверть и др.) Образовательный паспорт школы
Время, затрачиваемое на подготовку к различным видам аттестации (их трудоемкость) Самообследование (хронометраж)
Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий (по предметам, по четвертям, по параллелям и т.д.) Самообследование (хронометраж)
Нагрузка учителей Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися Портфолио учителя
Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе Портфолио учителя
Трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку) Портфолио учителя
Уровень здоровья (учащихся, педагогов) Динамика зрения Медицинская статистика
Динамика заболеваний Медицинская статистика
Динамика травматизма Медицинская статистика

10. Мониторинг результатов внеучебной деятельности. цели мониторинга.виды деятельности подлежащие исследованию

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цели мониторинга внеучебной деятельности:

• содействие в личностном становлении обучающихся;

• повышение стимулов творческого развития личности.

Виды деятельности, подлежащие исследованию:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Результаты мониторинговых исследований позволяют:

• разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким представлением о планируемом результате;

• подбирать такие формы занятий, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

• диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности, воспитательной работы в целом;

• оценивать качество программ внеучебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам).

11. Индикаторы качества образовательного процесса. индикаторы результатов учебной деятельности. содержание индикаторов

К индикаторам качества образовательного процессаследует отнести:

▪ процент детей, получающих основное образование в разных формах в соответствии со ст. 10 Закона РФ «Об образовании»;

▪ процент урочных и внеурочных занятий;

▪ процент внеучебной деятельности (проектной, исследовательской, игровой, художественной, музыкальной и т.п.);

▪ процент занятий с использованием современных образовательных технологий, в том числе информационных;

К индикаторам результатов учебной деятельности относятся:

▪ процент учащихся, имеющих собственный индивидуальный прогресс в образовании;

▪ промежуточные и итоговые когнитивные (учебные) достижения учащихся;

▪ внеучебные достижения, их соотношение в оценке деятельности детей (по ступеням образования);

▪ процент второгодников, отсева;

▪ процент детей, поступивших на следующую ступень образования;

12. Основные требования к публичному докладу. общие рекомендации по подготовке публичных докладов для региональных(муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений

Публичный доклад – аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения. Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам.

Основные требования к Публичному докладуРешение о подготовке Публичного доклада принимается руководителем органа управления образованием (образовательного учреждения), либо вышестоящим органом, либо учредителем. Рекомендуемые даты опубликования (размещения на сайтах) Публичного доклада: для муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений всех типов – не позднее 1 августа; для региональных органов управления образованием – не позднее 1 сентября.

Требованиями к качеству информации, включаемой в Публичный доклад, являются: - актуальность - информация должна соответствовать интересам и информационным потребностям целевых групп, способствовать принятию решений в сфере образования;

- достоверность - информация должна быть точной и обоснованной. Сведения, содержащиеся в докладе, подкрепляются ссылками на источники первичной информации. Источники информации должны отвечать критерию надежности; - - -

- необходимость и достаточность – приводимые данные и факты должны служить исключительно целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений публичного доклада.

Структура Публичного доклада включает в себя два основных блока:

- обязательную часть (приложение № 2 к настоящим рекомендациям);

- вариативную часть, содержание которой диктуется спецификой региона (муниципалитета) или образовательного учреждения. Объем печатного издания Публичного доклада не должен превы- шать 2,5 печатных листов (без учета приложений).

Основными информационными каналами для публикации Публичного доклада являются: официальный сайт исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; официальный сайт органа управления образованием; сайт образовательного учреждения; отдельное (печатное или электронное) издание; средства массовой информации.

13. Принципы разработки школьной программы мониторинга качества образования. Диагностика и полезность информации, получаемой учреждением в процессе мониторинга

Информация получаемая учреждением в процессе мониторинга

▪ Какие результаты достигнуты? Насколько они значимы? ▪ Кто способствовал достижению этих результатов? В какой мере плановые мероприятия обеспечили достижение данных результатов? ▪ Насколько успешна была управленческая деятельность? ▪ Какие меры надо принять по результатам контроля, в том числе по стабилизации ситуации (если в этом есть необходимость) и по стимулированию персонала? 37 Эти вопросы правомерно отнести и к сфере внутришкольного контроля образовательного учреждения. Каким образом собрать информацию для формулировки ответов на эти вопросы? Вот для этого и нужен мониторинг, так как он предполагает не единичный сбор информации, а постоянный по одним и тем же показателям с целью выявления динамики изменений.

Мониторинг может быть использован в качестве средства постоянного сбора информации об объектах внутришкольного контроля.

14. Показатели действительного состояния образовательной системы. Их классификация

Есть и еще одно обстоятельство, которое следует учитывать, собирая информацию о сущем. Для формирования управленческих решений в равной мере важна информация и о действительной ситуации в системе образования, и о том, как эта ситуация оценивается общественным мнением. Иначе говоря, надо знать не только фактические результаты, например, обучения в школе, но и то, какими видятся эти результаты учителям, учащимся, их родителям, широкой общественности.

Показатели действительного состояния образовательной системы можно условно разделить на три группы.

Первая группа показателей действительного состояния образовательной системы - количественные показатели, которые содержатся в статистических отчетах или могут быть получены путем специальных обследований. Это показатели охвата детей образованием, отсева, движения учащихся, социального устройства выпускников школы. Количественные показатели, такие как показатели успеваемости, данные о продолжении образования на следующей ступени, о выдающихся успехах учащихся (победах на олимпиадах, награждении золотыми и серебряными медалями и т. п.) можно использовать

для анализа результатов образовательной деятельности. Вместе с тем следует заметить, что названные показатели дают лишь частичное представление о результатах образовательного процесса.

при анализе ресурсного обеспечения образовательной системы (финансовое и кадровое обеспечение, состояние фонда зданий).

при изучении некоторых условий обучения, в частности, сменности занятий, обеспеченности необходимыми пособиями и оборудованием и т. д.

при анализе удовлетворенности родителей и учащихся условиями обучения и его результатами. Ясно, что для региональной системы такие данные могут быть получены лишь путем выборочного обследования.

Вторая группа показателей действительного состояния образовательной системы - соответствие стандартам:

санитарным правилам и нормам;

другим федеральным нормативам;

действующим образовательным стандартам;

правилам (приема в учебные заведения, учета движения учащихся и т. д.).

Сложность анализа этих показателей - в отсутствии свода имеющихся федеральных и региональных нормативов (правил, норм, стандартов). Вряд ли стоит верить в выполнение этих нормативов всеми образовательными учреждениями региона, но достаточно достоверную информацию можно получить путем выборочного обследования (если выборка будет репрезентативной по отношению ко всей совокупности учреждений системы образования).

Программа мониторингового исследования. Методическая основа программы. Этапы реализации мониторингового исследования. Организация и управление мониторинговыми исследованиями инновационной деятельности педагогов.

Мониторинг осуществляется администрацией школы, руководителем методического совета, руководителями методических объединений, учителями, педагогом-психологом.

Технология проведения мониторинга предполагает определение целей, объектов, задач, сроков мониторинга; осуществление сбора информации; обработку и анализ полученной информации; определение методов и способов коррекции, если это необходимо.

Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством информационных технологий. Обработка данных осуществляется на основе собственных разработанных программ, помогающих автоматически обрабатывать и анализировать собранную информацию. Банк данных о состоянии объектов мониторинга пополняется каждую четверть.

Этапы.Этап №1 –подготовительный

1. Обсуждение вопросов подготовки и организации проведения мониторинговых исследований по направлениям в ходе обучающего семинара, организованного научным консультантом.

2. Разработка и обязательное согласование с экспертами плана действий по реализации мониторинговых исследований и графика проведения.

3. Разработка пакета документов для проведения исследования, определение выборки и графика проведения исследования. Согласование пакета экспертами.

4. Изучение опыта реализации мониторинговых исследований по актуальным вопросам развития сферы образования других ОУ города, республики.

5. Обучающий семинар для экспертов по работе с Программой.

6. Назначение ответственных за обработку данных.

7. Издание приказов по школе.

Этап №2 – практический

1. Проведение исследований.

2. Собеседование с целевыми группами с целью анализа результатов.

3. Составление сводных таблиц.

4. Коррекция содержания материалов исследования.

5. Методические семинары по выявленным проблемам.

6. Выработка управленческих решений.

7. Планирование дальнейшей работы по реализации решений.

8. Саморефлексия педагогов.

9. Оформление обобщающих результатов.

Этап №3 – аналитический

1. Обработка материалов обследований.

2. Анализ, интерпретация результатов обследований

3. Обсуждением вопросов, связанных с доработкой отчетов по итогам исследования, в ходе итогового семинара. Подготовка итоговых документов (аналитических отчетов по результатам мониторинговых исследований, презентаций и т.д.), представление их. Анализ результатов обследований с участием консультантов.

4. Подготовка предложений по:

· доработке методик и инструментария мониторинговых исследований;

· возможному использованию результатов;

· по разработке проектов управленческих решений, принимаемых на уровне школы основе полученных данных;

· подготовке нормативно - правового сопровождения исследований.

Этап №4 – практико-обобщающий

1. Доработка аналитических отчетов по результатам проведения мониторинговых исследований с учетом замечаний специалистов и администрации, с целью распространения опыта использования результатов. Распространение результатов, полученных в ходе исследований, посредством Интернета и выпуска 2 сборников по результатам проведения мониторинговых исследований.

2. Распространение материалов среди целевых групп.

3. Подготовка и представление Итогового отчета.

4. Внедрение в постоянную практику применения.

16. Интенсивность и осознаваемость образовательной среды. Коэффициент модальности

Для экспертизы образовательной среды должен быть разработан аппарат ее формального описания на основе системы соответствующих параметров. В качестве методической основы такого описания образовательной среды нами ис-3 пользуется система психодиагностических параметров, разработанная для анализа отношений (Мясищев, 1960;Ломов, 1984;Дерябо, Ясвин, 1994). Данный комплекс измерений базируется на общеметрических категориях и, соответственно, может быть использован для характеристики различных систем, в том числе и такой сложной системы, как образовательная среда.

Выделяются пять «базовых» параметров: широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость; а также шесть параметров «второго порядка»: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность. Параметр принципиальности с точки зрения методической целесообразности, обусловленной спецификой объекта анализа, содержательно «присоединен» нами к параметру устойчивости.

то время как все другие параметры дают количественную характеристику образовательной среды, показывая высокую или низкую степень выраженности того или иного показателя, модальность характеризует образовательную средус качественной, типологической точки зрения.Однако, в процессе установления модальности конкретной образовательной среды часто используется ее количественный анализ по избранным критериям.

Модальность образовательной среды может быть представлена с помощью методики векторного моделирования.В качестве критериального показателя рассматривается наличие или отсутствие в той или иной образовательной среде условий и возможностей для развития активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зависимости).

Таким образом, образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех основных типов, выделенных Я.Корчаком:

1. «догматическая образовательная среда», способству
ющая развитию пассивности и зависимости ребенка («дог
матическая воспитывающая среда» по Я.Корчаку);

2. «карьерная образовательная среда», способствующая
развитию активности, но и зависимости ребенка («среда
внешнего лоска и карьеры» по Я.Корчаку);

3. «безмятежная образовательная среда», способству
ющая свободному развитию, но и обусловливающая форми
рование пассивности ребенка («среда безмятежного
потребления» по Я.Корчаку);

11ц Часть II. Экспертиза образовательной среды

4) «творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активного ребенка («идейная воспитывающая среда» по Я.Корчаку).

В качестве эффективного инструмента психолого-педагогической экспертизы образовательной среды может использоваться коэффициент модальности,который показываетстепень использования учащимися развивающих возможностей (ресурсов среды).

Так, в догматической среде явно используются не все возможности (то есть коэффициент модальности должен быть меньше 100% или меньше единицы). Можно привести знакомую всем ситуацию, когда учащийся не готовит домашнее задание, потому что его «вчера спрашивали». Другими словами, для реализации образовательных возможностей в этой среде необходим тотальный контроль со стороны педагогов; при его ослаблении учащиеся начинают «халтурить», так как им не достает активности, онизависимы и пассивны,не ощущают себя субъектами своего собственного развития.

Степень использования образовательных возможностей в безмятежной среде еще меньше, чем в догматической. Здесь учащиеся жестко не контролируются, предоставлены самим себе и при этом онисвободны в выборе пассивного образа жизни.

Совсем другая ситуация возникает в творческой среде, когда учащиесясвободны и активны.Здесь не только используются предлагаемые средой возможности личностного развития, но и сами учащиеся организуют для себя новые развивающие возможности (задают вопросы, решают образовательные задачи в процессе неформального общения, ищут дополнительную литературу и т.д.). Таким образом, коэффициент модальности в творческой среде превышает 100% или больше единицы.


17. Кто реально может в школе координировать и проводить мониторинг. Какие варианты существуют в практике. Мониторинговая служба. Объекты мониторинга

На основании анализа материалов образовательных учреждений нам удалось зафиксировать следующие, уже существующие на практике модели мониторинговых служб в школе:

· Инициативная группа, образованная из представителей из каждого методического объединения.

· Специалист по мониторингу(топ-менеджер) – координатор сети школ в районе.

· Научно-методическая служба, куда входят психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, логопед, врач.

· Научно-методическая служба(другой вариант), куда, кроме указанных в предыдущем пункте специалистов, входит заместитель директора по информационной сети.

· Независимые эксперты, приглашаемые школьной администрацией.

· Лаборатория диагностики, которая заключает контракт со школой на проведение мониторинга.

· «Магнитная школа» (опыт республики Карелия), которая уже освоила модель мониторинга и передает свои знания другим образовательным учреждениям (такой вариант целесообразен для сельских школ).

В зависимости от избранных объектов мониторинга состав службы может меняться. В любом случае в школе обязательно должен бытькоординатор мониторинга(пусть и без ставки, но освобожденный от части своих поручений и обязанностей), который будет являться связующим звеном между всеми субъектами мониторинга как внутри школы, так и вне ее (в том случае, если в районе имеется соответствующая служба).

Итак, мониторинговая служба, или координатор мониторинга могут реализовывать школьную программу мониторинга качества образования внутри учреждения, но на практике существует опыт создания таких служб или центров мониторинга в районах и/или образовательных округах. Если в районе, где расположена школа, имеется такая служба, то многие проблемы внутреннего мониторинга могут быть решены с ее помощью.

Деятельность различных моделей мониторинговых служб построена по одинаковому принципу. В составе каждой службы имеются специалисты, выполняющие функции: координации мониторинга, проектирования программы мониторинга, сбора и анализа полученной информации, составления отчетов, информационного сопровождения.

Указанные функции выполнять несколько человек, что во многом зависит от количества педагогов в учреждении и общего числа учащихся. Чем больше школа, тем более многочисленной по составу может быть служба мониторинга, т.к. простое увеличение числа обследуемых учащихся увеличивает объем диагностической, аналитической и информационной работы.

Каким образом могут учителя школы участвовать в реализации мониторинга?

В первых главах пособия уже говорилось о том, что мониторинг качества образования целесообразен в том случае, если получаемая информация полезна разным субъектам образовательного процесса, в том числе и учителю школы. Следовательно, необходимо привлечение самих педагогов к сбору этой информации, т.к. только пользователь может четко определить значимость информации, и делегирование им определенных управленческих функций.

Разграничение мониторинговых функций на разных уровнях управления школой возможно в следующей логике:

Уровень управления Субъекты мониторинга
Уровень отдельного ученика Ученик, учитель, родители, психолог, социальный педагог (или иной специалист по работе с детьми)
Уровень класса Учителя, классные руководители, психолог, социальный педагог
Уровень параллели Учителя, классные руководители, председатель методического объединения
Уровень ступени образования Председатели методического объединения, завучи
Уровень школы в целом Школьные администраторы


18. Каковы критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя

Исходя из функций классного руководителя, можно выделить две группы критериев (показателей) эффективности его работы. Первая группа - результативные критерии, показывающие, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Результативные критерии отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии. Вторая группа - процессуальные критерии, позволяющие оценить управленческие функции классного руководителя: как осуществляются педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения учащихся он организует. Эффективен такой труд классного руководителя, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетом в работе служат позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях. Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей - тех средств воздействия и той атмосферы, которые способствова

processa-obrabotki-nagnetatelnih-skvazhin-vskrivayushih.html
processe-ego-socializacii-v-socialnoj-gruppe-k-kotoroj-on.html
    PR.RU™